Анандпур Сахиб, Пенджаб, Индия. Каждую весну один раз в год здесь повсюду - на рынках, площадях, перед храмами, на улицах - можно увидеть то ли бои, то ли танцы. В центре, среди возбужденных зрителей, двое бородатых мужчин в тюрбанах с саблями наголо напряженно всматриваются друг в друга, наконец, подстрекаемые криками толпы, нападают. Странный это бой: противники - быстрые и ловкие, как дикие животные, - совершают диковинные прыжки, мечи сверкают на солнце, но никто не наносит ударов. Скорее происходящее похоже на ритуальный танец. Когда "бой" завершается, противники обнимаются, и толпа расходится.
По синим одеждам бойцов знатоки определяют, что встретились два воина ниханга. Ниханги - это элита сикхской армии. Сикхи - члены особой религиозной секты в Индии, созданной еще в XVI веке. Они активно действуют и заявляют о себе и в коммерции, и в технике, и, разумеется, в политике. Вначале сикхизм был призван объединить все лучшее, что было в индуизме и мусульманстве, он провозглашал всеобщее братство. Близкие к индуизму сикхи не признают каст, верят в единого Бога и отказываются от идолопоклонничества. В то же время всем памятны и террористические акции сикхов: именно ими была убита в 1984 году Индира Ганди.
Сикхов долгое время преследовали. Находившаяся в зените своего могущества династия Великих Моголов не очень приветствовала распространение новой религии. К тому же сикхи контролировали дороги между Индией и остальной империей Великих Моголов. Да и индуистская верхушка невзлюбила сикхов за то, что они не признавали каст, а это подрывало их авторитет. И хотя религиозные каноны сикхов провозглашали уважение к другим людям и неприменение насилия, сикхи очень быстро превратились в мощную военную силу, используемую для собственной защиты. Главным создателем сикхской армии считается последний, десятый, гуру Говинд Синг, еще в XVII веке сформировавший подготовленные не только в военном, но и в моральном отношении войска. Это были очень смелые, дерзкие воины, они никого не боялись, их прозвали "солдатами Бога". В основном войска состояли из "граждан-солдат", крестьян или ремесленников, которые во время войны надевали синюю форму. Именно десятый гуру ввел для воинов костюм и тюрбан синего цвета.
И если основная часть воинства в мирное время возвращалась к своему ремеслу, ниханги - элита армии - продолжали совершенствовать боевое искусство и истово исполняли религиозные обряды. Для прославления любимой армии и был установлен этот праздник.
В конце февраля - начале марта город наполняется людьми, повсюду готовят и раздают бесплатно еду. Городские жители стремятся накормить как можно больше паломников. Ведь дать пищу путешественнику в праздничные дни - большая честь, и некоторые стараются любой ценой сделать это, установив шлагбаумы или просто барьеры, чтобы прохожие не пропускали радушный стол.
Из динамиков магазинчиков, торгующих кассетами, разносятся военные песни. Здесь можно купить сабли, щиты, тюрбаны и непременно картины, изображающие всех десятерых гуру сикхов. На каждом углу продается любимый напиток нихангов, приготовленный из миндальных орехов, отвара конопли, пряностей, молока и сахара, который бродит в огромных чанах. В него можно добавить опиум и алкоголь. Прежде такую смесь пили перед боем, чтобы усилить веру и уменьшить боль. Волшебный напиток по нраву не только нихангам, но даже полицейским.
Среди многочисленных бородатых паломников ниханги важно шествуют по городу, на поясе - меч, в руках - щит, а на плече может быть ружье. На ношение холодного оружия им выдается специальное разрешение.
Апофеоз празднества - это бой нихангов на берегах реки Шаран.
Когда-то воинов делили на два лагеря. После религиозных церемоний и молитв разыгрывалась "настоящая потешная" битва под внимательными взглядами гуру и полководцев. Хотя минуло уже много веков, этот праздник сохранил многие обычаи и традиции.
Наступает торжественный день. Еще на заре ниханги собираются по месту "расквартирования". Над палатками раздаются громкие песни, пехотинцы и кавалерия строем покидают лагерь. На его краю сотни воинов в синих одеждах почтительно рассаживаются вокруг одного большого шатра. Часовые у входа в шатер проверяют всех, кто желает войти и получить аудиенцию у лидера нихангов. Лошади наряжены в разноцветные сбруи, оружие начищено до блеска. Рекой льется волшебный напиток нихангов. Лица мужчин, готовящих и разливающих его, закрыты повязкой, дабы не осквернить его своим дыханием.
Вдруг, как призыв к началу битвы, раздается громкий барабанный бой. Подобно молниям, вскидываются сверкающие сабли, ниханги запевают свой гимн и стройными рядами выходят на улицы Анандпура Сахиба. Колонны движутся от храма к храму и достигают наконец цели паломничества: берегов реки Шаран Ганга, где когда-то проходили церемониальные бои. Здесь дается последний и решительный бой. Победителей не будет, а будет всеобщее ликование, радость встреч и много туристов.
Автор: Константин Беляев