Одно из самых распространённых представлений на Западе относительно использования психологических методов в повседневной жизни связано с так называемым искусством концентрации.
Среди тех, кто слушает публичные лекции, в которых доказывается, насколько просто применять современные психологические методы, существует убеждение, что при концентрации на чём-то желаемом приводятся в действие какие-то магические силы, которые способствуют реализации желаемого. При этом не важно, что мы желаем, и когда и как мы на этом концентрируемся, поскольку, как видно из лекций различных учителей, владеющих этим "искусством", существует столько методов, сколько учителей, каждый из которых предлагает свою собственную методику.
Одна из таких лекторов, многие годы пропагандировавшая простые рецепты психологической магии, открыто сообщает, что на основании многолетнего изучения действия своего метода и анализа отзывов учеников, заплативших за лекцию, она гарантирует эффективность своего метода концентрации на 65 процентов! Похоже, что, если бы ещё был использован какой-либо психологический, метафизический или мистический закон, то 100 процентов уж точно бы гарантировались. Но по признанию этого лектора 35 процентов всё же не хватило.
Мои собственные исследования и отзывы, которые я получил от более, чем 50 000 человек, пытавшихся применять "уникальные", "лично разработанные" методы концентрации, с которыми они познакомились на занятиях "50 долларов за семь уроков", организованных гастролирующими лекторами, показали, что только 10 процентов таких практик дают эффект, который можно охарактеризовать как практический результат.
Однако всё же нельзя отрицать, что существует искусство концентрации, и что этим искусством можно овладеть для того, чтобы получить в нашей жизни то, что мы желаем, или то, в чём нуждаемся. Существует известный розенкрейцерам способ, который легко гарантирует стопроцентную эффективность, если применяется в соответствии с указаниями, но об этом поговорим позже. Сейчас же я хочу подчеркнуть, что нет ничего плохого в идее концентрации, плоха лишь методика, предлагаемая для её использования, в том виде, как она излагается теми, кто внедряет в сознание людей ложное представление о том, что это простой процесс, который требует не больших усилий, чем сосредоточенность на каком-то желании и его воплощении в жизнь.
Легко продемонстрировать на практике тот факт, что, если из всего множества вещей, которые мы хотим и желаем иметь, мы выберем те, на которых мы постоянно и искренне будем сосредотачивать наше внимание и мысли, то весьма вероятно, что желаемое осуществится. И было бы банальностью сказать, что, концентрируясь на желаемом, мы способствуем его реализации. Но фактом остаётся то, что существует значительное отличие между концентрацией наших мыслей на великой мечте, удержание её в нашем сознании как высшего приоритета и так называемыми методиками концентрации на всяких незначительных вещах, воспринимаемых на жизненном пути как необходимое или желаемое.
Нет сомнения в том, что для нас является более вероятным реализация тех вещей, которым мы уделяем наибольшее внимание или о которых думаем больше всего. Когда нами овладевает желание, мечта, надежда настолько сильно, что это чувство заглушает все другие соблазны и отодвигает на задний план все другие стремления и желания, то весьма вероятно, что все наши поступки будут направлены на осуществление, реализацию этого желания, и все наши усилия будут подчинены материализации желаемого.
При опросе сотен людей, которые были специально отобраны для беседы со мной о своих желаниях, которые были для них важны, и к которым они относились со всей серьёзностью, я обнаружил, что они совершенно не применяли каких-либо правильных методик концентрации на желаемом.
Позвольте проиллюстрировать это положение на типичном примере. Молодого человека привёл отец, который был весьма преуспевающим банкиром и бизнесменом. Сыну было двадцать четыре года, и он работал в бухгалтерии одной из крупнейших деревообрабатывающих компаний Запада. Отец хотел, чтобы сын начинал с самого начала, какую бы отрасль или профессию он не избрал, и был весьма доволен выбором сына деревообрабатывающей компании, когда он там получил работу. Однако теперь и сын, и отец находились в растерянности, поскольку возможность для дальнейшего роста в этой компании не предоставлялась, а молодой человек и не помышлял перейти в банковский бизнес, как и в любой другой бизнес, но вынашивал, как он говорил, "великую мечту". Он мечтал стать видным архитектором, иметь много заказов и создавать замечательные здания и прекрасные коттеджи.
Отец соглашался, что желание сына похвально и готов был платить за обучение молодого человека в одном из университетов, если он пожелает пройти полный курс обучения на архитектора. Но молодой человек отказался от этого предложения, заявив, что он не только не хочет, чтобы за его обучение платили, но и вообще отказывается брать деньги от отца и будет сам пробиваться в жизни. Полагаю, что этот независимый подход в тайне порадовал отца, но возникла проблема: как молодому человеку стать архитектором?
Молодой человек признался, что он вынашивает мечту стать архитектором многие годы. Он заявил, что это его желание и надежда. Он не раз слышал, что, если крепко придерживаться какого-либо убеждения, стремления или терпеливо вынашивать мечту в течение нескольких лет, то это укажет человеку путь к реализации желаемого. И вот он здесь после ежедневного использования этой самой практики и этого самого метода без каких-либо признаков, что великая мечта готова реализоваться.
Я спросил молодого человека, концентрировался ли он на реализации своей великой мечты, и он с воодушевлением ответил, что он только об этом денно и нощно и думал. Он заявил, что никаких других желаний у него не было, и он отложил на время все устремления в социальной жизни как зависящие от успешной реализации этой великой мечты..
Тщательный опрос показал, что его представления о концентрации походили на мечты бродяги, который, сидя на лавке в парке, смотрит на дом богатого человека напротив и представляет себя сидящим там за обеденным столом, наслаждающимся прекрасным обедом около камина и т.д., и т.п. Вне сомнения, когда бродяга голоден, он думает о еде, и каждый раз, когда он видит, как другие наслаждаются комфортом и роскошью в то время, как он мёрзнет и терпит лишения, он мечтает о том достатке, которым пользуются другие. Именно на этих мыслях он концентрируется в наибольшей степени, когда его мучает сознание нищеты и переносимых лишений. Но разве можно сказать, что подобные периодические импульсы или такое постоянное желание и есть искусство концентрации?
Молодой человек, о котором шла речь выше, признался, что в офисе деревообрабатывающей компании, где он работал, он часто встречал архитекторов, которые приходили за необходимой информацией или для того, чтобы обсудить различные вопросы с руководством компании. У него были тесные отношения со строителями и покупателями, и он встречал множество людей, которые в его присутствии обсуждали сложные проблемы, связанные с архитектурой и строительством. Дальнейшие расспросы показали, что он недостаточно концентрировался на своей великой мечте, чтобы сделать её всеохватывающей страстью. Мечта не стала настолько доминирующим фактором, чтобы подвести его к необходимости поговорить с архитекторами о том, как бы он мог на занимаемой должности изучать архитектуру, не посещая учебное заведение.
Это желание никоим образом не подвигло его на то, чтобы пойти домой к этим архитекторам, сходить к ним на работу, понаблюдать, как они трудятся. Эта мечта не подтолкнула его к тому, чтобы попросить у них книги или вводный курс по искусству и архитектуре. Он даже ни с кем не поделился своей мечтой и желанием, кроме родителей и нескольких друзей. Его начальник ничего не знал о его стремлении стать архитектором. Инженеры-конструкторы деревоперерабатывающей компании даже и не подозревали, что этот молодой человек мечтает учиться на архитектора и в результате стать ценным специалистом для фирмы, в которой он работает. Ничего не скажешь - концентрация!
Разница между концентрацией на мечте, желании и концентрацией на её воплощении в жизнь весьма существенна.
Если бы этот молодой человек действительно сосредоточился на воплощении своей мечты в жизнь, он бы всё время только и говорил об архитектуре, думал об архитектуре и всё бы делал для архитектуры. Он бы постоянно находился в обществе архитекторов, его бы нельзя было оторвать от чертёжных досок и стеллажей в кабинетах архитекторов и конструкторов. Настоящая концентрация на своей великой мечте закончилась бы тем, что уже через год он бы пробовал себя в отработке чертежей и планов, несомненно, он бы уже был в тесном контакте с теми, кто бы помогал ему и давал советы, и при этом он сохранял бы свою работу и зарабатывая деньги. А его начальник позже охотно предложил бы ему в свободное время работать в чертёжной и получать там практическую подготовку по начальному курсу строительства зданий.
Приведём другой пример. Девятнадцатилетний молодой человек выполнял обычную работу в фотостудии и получал скромную зарплату. Иногда он видел, как в студию приносили для копирования необычные работы. Их внешний вид, красота и уникальность привлекли его внимание. Он узнал, что картины, которые приносили в студию для копирования, изготовлены по мало известному рецепту, применяемым почти секретным образом несколькими мастерами Нью-Йорка, которые научились этому искусству за границей. Они могли не только воспроизводить самые прекрасные изображения природы, которые когда-либо выставлялись в картинных галереях, но и имели неплохой доход, который позволял им жить в достатке и наслаждаться прелестями жизни. Молодого человека охватило желание научиться этому необычному искусству, и он посвятил себя достижению этой цели. Мысль, желание, стремление родились почти спонтанно, когда он слушал, как хозяин говорил об уникальности и красоте этой удивительной техники, а также о, связанных с ней, доходах. Долгие дни молодой человек вынашивал эту мечту, и постепенно это желание превратилось во всёохватывающую, всёпоглощающую одержимость, укоренившуюся в его сознании.
При каждом удобном случае он посещал картинные галереи и художественные салоны в поисках произведений, сделанных с использованием этой техники. Вскоре он узнал, что эта техника весьма редкая, а подобные произведения пользуются большим спросом. Прогуливаясь в парке или проезжая по деловой части города, он постоянно высматривал привлекательные ракурсы, которые можно было бы воспроизвести с помощью этой техники. В газетах и журналах он выискивал фотографии или сюжеты, которые стоило бы воспроизвести с помощью этого секретного метода. По вечерам всё свободное время он проводил в библиотеках в поисках возможных сведений, которые могли бы привести его к раскрытию секретного метода. Он говорил об этом, он мечтал об этом, он жил этой мечтой. Каждое мгновение сознательного существования было сосредоточено на том, чтобы делать что-то, узнавать что-то, размышлять о чём-то и воплощать в жизнь что-то, что приближало бы его к этой цели. Он концентрировался в полном смысле этого слова на том, чего он желал, и ничего мистического или таинственного в этой сосредоточенности, насколько он понимал, не было.
Ему ничего не было известно о каких-либо психологических аспектах, оказавших влияние на его приверженность мечте всей жизни. Он не ходил к гадалкам и предсказателям судьбы по руке, картам или с помощью магического кристалла для того, чтобы выяснить сбудется ли его мечта. У него не было ни колебаний по поводу избранной цели, ни сомнений в её реализации.
В результате такой полной устремлённости и концентрации он вышел на человека, который приносил в студию первый образец. Он нашёл предлог, чтобы зайти к нему для решения вопросов, связанных с искусством, в то время, когда этот человек работал с использованием этого метода. Пока шла краткая беседа, он запоминал всё, что мог увидеть с той тщательностью, которая приходит при настоящей концентрации. Находясь в мастерской, он фиксировал в своей памяти надписи на бутылках, названия инструментов, наименования каталогов. Постепенно, когда позволяли средства, он обходил магазины и мастерские, где приобретал такие же инструменты, реактивы и прочее. Он экспериментировал, используя те отрывочные и туманные сведения, которые получал при покупке этих вещей, и, наконец, в результате размышлений, концентрации и вдохновения на него снизошло некое озарение в виде основ понимания того, как экспериментировать, и что делать. В результате он получил маленькие, грубые образцы картин, которые были далеки от совершенства, но, тем не менее, уникальны по технике исполнения.
В конце концов он показал некоторые из них человеку, который знал весь процесс, и этот человек был настолько поражён тем, что юноша "раскрыл" часть тайной формулы этого секретного искусства, что, он, вероятно, невольно намёками подсказал юноше, где он сделал ошибки, и почему его работа не получилась такой, какой ей следовало быть. В результате последовали дальнейшие эксперименты, которые привели к лучшим результатам, и через несколько месяцев молодой человек разработал свою собственную технику изготовления картин аналогичных тем, что делал известный мастер, работы которого его и вдохновили. В течение последующего года его усилия в этом направлении принесли ему доход и признание в мире искусства, которые ранее не получал ни один молодой человек. В течение одного года его мечта и желание полностью осуществились.
И всё это - с помощью концентрации! Но это была не та концентрация, которой учат на лекциях "Пять уроков за пять долларов", не была она почерпнута и из грошовой книжки "Как концентрироваться, чтобы получить всё, что желаешь". Розенкрейцеры знают: истинная концентрация означает, что имеется только одна всё поглощающая идея и размышления о ней должны исключить что-либо иное, а затем необходимо так организовать всю свою жизнь, чтобы концентрация привела к реализации того, что было задумано.
Это не означает, что для успешной концентрации человеку необходимо отрешиться от профессиональной и деловой активности, от своих обязанностей и обязательств, заточить себя в пещере или уйти в горы, где бы он только и делал, что размышлял и медитировал над желаемым. Это, несомненно, только бы уменьшило вероятность осуществления задуманного. Не означает это также и применения концентрации только, когда вечером перед сном голова ничем не занята, а тело отдыхает у камина. А означает это концентрацию при каждом удобном случае во время исполнении своих обязанностей. Это означает отбрасывание всех других непродуктивных и несущественных мыслей. Это означает использование каждой свободной минуты, каждой минуты, которая не является абсолютно необходимой для решения жизненно важных вопросов. Это означает жертвовать удовольствиями и противостоять искушениям и обычным соблазнам жизни ради более важных и более значимых размышлений, сконцентрированных на достижении одной цели. Это означает терпение, поскольку здесь требуется время. Это означает приложение сил, поскольку здесь требуются умственные усилия, а не пассивность. Это означает активность, поскольку здесь не место расслаблению и забвению своих способностей. Здесь требуется вера и доверие, поскольку сомнения и недоверие подрывают возможность достижения цели.
В ходе нашего дальнейшего разговора в последующих главах искусство настоящей концентрации станет более понятным для практического применения. Однако одним из важнейших принципов, который необходимо усвоить и использовать на практике, чтобы концентрация дала результаты, является ментальная алхимия. Розенкрецеры прошлого были широко известны как замечательные алхимики. Они не только славились тем, что преуспели в получении золота из неблагородных металлов, тем самым реализовав одно из своих заветных желаний, но и было также признано, что розенкрецерское искусство, основанное на необычном учении и знаниях, позволяло ученикам и адептам алхимическим путём материализовать всё, что они хотели представить и воспроизвести в своём воображении. Таким образом, они владели искусством ментальной алхимии, также как и алхимией, связанной с физико-химическими превращениями.
Человек - единственное существо, которое обладает созидательными силами, являющимися частью Божественного Сознания, и посему человек наделён уникальными свойствами. Он обладает редким качеством концентрироваться и мысленно творить то, что он желает в конечном итоге получить в материальном виде. При осуществлении этого процесса ментального зарождения и ментального творения человек в какой-то мере становится равным Самому Творцу, поскольку именно Им дана человеку привилегия использовать ту созидательную силу, которой вызвано к жизни всё, что есть во вселенной.
Однако искусство ментальной концентрации слабо понимается в Западном мире, и практикуется оно в основном адептами, которые зачастую воспринимаются как белые маги нашего мира. Я говорю "белые маги", поскольку их магическое искусство - белая магия, очищенная от зла и деструктивных начал, так как та сила, которую они используют, является составляющей творческой силы Божественного Сознания, а эта творческая сила не может создать что-либо, что несёт в себе зло или является деструктивным.
Неразвитый и ограниченный человеческий разум может родить нечто злое, деструктивное, но он не может это ментально создать и материализовать тем мистическим способом, которым материализуются добрые, конструктивные мысли при их воплощении космической мощью разума.
Когда разум человека порождает нечто недоброе, и затем человек пытается это материализовать, ему приходится иметь дело с грубыми материальными элементами и сводить их в иррациональные, нелогичные и неестественные взаимоотношения для того, чтобы они выявились в виде зла на материальном плане. Когда же разум человека порождает нечто, что добродетельно и конструктивно, он может создать это ментально при помощи гармонизации алхимического процесса своего разума с алхимическими процессами Космоса. В результате такой гармонизации то, что было задумано, в ходе созидательных процессов, протекающих в сознании человека и его естестве, рано или поздно реально проявляется.
Поэтому человеку, желающему что-то улучшить в своёй жизни, удовлетворить какие-то запросы или добавить что-то существенное, к тому, чем уже обладаешь, достаточно мысленно оформить желаемое при помощи концентрации и ментальной визуализации. Это следует делать ежедневно, ежечасно, как только появляется возможность, до тех пор, пока желаемое, зарождённое и развивающееся в голове, не становится в сознании реальным, живым и пульсирующим. Оно должно стать настолько реальным, что его реальность становится всеохватывающей, а его существование настолько значимым, что оно изменяет, направляет, управляет и влияет на мысли, поступки и образ жизни.
Вскоре окажется, что ментальная ориентация не является чем-то единственным в сознании, направленном на реализацию желаемого. При закрытых глазах оно ясно созерцается; когда мозг отдыхает оно охватывает всё существо. Оно присутствует во всех формах проявления, имея цвет, размер, вес и силу, независимо от того, чем оно по своей сути является. Оно подобно плоду ребёнка, находящемуся в утробе матери, готовому появиться в этом материальном мире.
Всё созданное Богом вначале было зачато Им подобным образом. Все вещи, которые материализовались на нашей земле и стали благостными для человека и необходимыми для удовлетворения его потребностей, были созданы алхимическим путём на космическом плане перед тем, как проявиться на земном плане. Посему человек должен имитировать, воспроизводить космические процессы и высшие замыслы. Он не может материализовать в этом мире то, что он породил, но для чего не обеспечил необходимого процесса вызревания и развития.
Из своего опыта с бизнесменами, фирмами, советами директоров и корпорациями, которые неправильно действовали и потому не имели успеха в реализации больших планов или решении важных вопросов, я понял: то, чего они желали достичь, с самого начала не было надлежащим образом обдумано. Семена, у которых нарушены взаимные связи, которые по своей природе слабы, вибрации которых негармоничны, а сами они - порождение порочных родителей, не могут дать прекрасный урожай или вдохнуть в идею жизнь. Я также обнаружил, что, даже если замысел был разработан и более или менее детализирован, но отсутствовал период вызревания, период логического, естественного развития и превращения замысла в вибрирующую и живую сущность для завершающего выявления.
К счастью для человека все те порывы и ментальные образы, что мелькают у человека в голове, не материализуются, не порабощают его и не потрясают мир своей незавершённостью. К счастью только те замыслы выявляются, реализуются конкретно и материально, которые тщательно обдумываются и вызревают в тигле (менторе) ментальной лаборатории высшего сознания человека. Но поскольку присутствует фактор времени, требуемого для соответствующего развития и вызревания, человек теряет терпение и начинает искать более коротких путей и лёгких способов для осуществления своих замыслов и планов. В этом случае он, скорее всего, потерпит неудачу, а неудача ведёт к потере веры и уверенности, превращая созидательную силу в имитацию.
Человеку не составляет труда представить во всех деталях то, что складывается в его уме как нечто желаемое. Этого можно достичь путём концентрации объективных способностей и использования силы воли, направленной от внешнего я вовнутрь, как если бы в сознании человека имелось святилище для формирования и развития всего того, что человек желает.
Постепенно, шаг за шагом отдельные элементы соединяются в единое визуализируемое целое, и после каждого дополнения в ходе развития визуализируемое должно подвергаться проверке и уточнениям, чтобы определить, не пропущены ли какие-либо элементы, не упущены ли какие-либо детали, и уточнить, не внесены ли какие-либо дополнения, не установлены ли какие-либо взаимосвязи неправильным образом. Также как при строительстве дома возводят стены, выкладывая кирпич за кирпичом, все детали того, что желаешь, должны быть созданы ментально, и их надо визуализировать, пока желаемое не приобретёт законченную форму и не сформируется в сознании творца как реально существующее и ему принадлежащее.
Это то, что касается ментальной алхимии - искусства визуализации и создания силой воображения желаемого. Ничто из того, что желаешь, не должно быть упущено. Необходимо всегда помнить о полезности того, что желаешь. Не следует пытаться создавать то, что не имеет практического предназначения, что не приносит пользы и не имеет ценности. Необходимо осмыслить эти опасности неправильного использования и оградить себя от них в ходе ментальной работы. То, что приносит пользу другим, должно быть включено в эту работу, и её необходимо так организовать, чтобы она была полезна другим и в целом приносила пользу человечеству. Она должна быть так построена, и иметь такой характер, чтобы при завершающем объективном выявлении не отражаться на благополучии, спокойствии и здоровье других и не приводить к лишениям и огорчениям со стороны других людей. К желаемому следует стремиться при минимальном эгоизме, соответствующем цели. Достижение желаемого не должно разжигаться мотивами, в основе которых лежит месть, злоба, ненависть, ревность, гордость или высокомерие. Его развитие и упрочение в сознании визуализирующего зачастую порождает чувство смирения и скромности, поскольку, когда желаемое материализуется, замечательные свойства творческих сил человека заставляют того, кто реализовал желание, осознать свою ответственность перед Богом и свою взаимосвязь с Высшим миром.
Если все эти положения будут соблюдаться и лягут в основу данного процесса, то вы увидите, что успех и желаемая реализация неизбежны и гарантированы.
|