"Нет человека - нет проблемы" - это изречение известно всем, и ничего хорошего этому самому человеку не сулит. На протяжении всей истории люди убивали друг друга. Из-за еды, золота, любви, власти, территории, тайн, знаний, обид... Ой да мало ли поводов! А вот пачкать в человеческой крови свои руки хотел далеко не каждый. Но и эта проблема как правило решалась. Всегда можно найти отморозка, для которого человеческая жизнь стоит пару золотых. Но потом этот человек может стать неудобным свидетелем, который много знает. Надо убирать и его. И пошло-поехало. У многих исторических личностей имелись свои палачи, а порой и целые бригады молодцов, готовых выпустить дух из кого угодно. Но только у единиц была многотысячная армия фанатично преданных убийц. Некоторые добровольно выбирали этот жизненный путь, но были и люди, обреченные на этот неблагодарный хлеб, обреченные происхождением и воспитанные с румалем в руке...
В 1087 некто Хасан ибн Саббах хитростью захватывает неприступную цитадель Аламут (персидск. «Гнездо орла»), находящуюся на территории Персии, в местности, теперь называемой Сегистан, в долине Мулеба. Хитрость состояла в том, что Хасан предложил тогдашнему хозяину крепости 3000 золотых за участок земли, который покроет бычья шкура. Глазки повелителя заблестели и он дал согласие. Хасан распорядился разрезать шкуру на тончайшие стежки, связать их и обернуть этой тесьмой всю цитадель. Бывший правитель было воспротивился обману, но очень убедительные фигуры, непроницаемые лица и обнаженные кинжалы спутников ибн Саббаха, отбили у него охоту бороться за справедливость. Он получил свои 3000 золотых и потерял замок. С этого момента крепость Аламут переименовывается в «Дом богатства», Хасан ибн Саббах становится Старцем Горы и начинает свое существование могущественнейшая секта наемных убийц, известная как секта ассасинов. Хасан ибн Саббах был воспитан сурово и хорошо, основы своего мировоззрения он получил в тайной организации шиитов – секте исмаилитов. Затем был отправлен на обучение в каирскую ложу "Дойяль - Доат". Верховный проповедник этой тайной организации делил власть с правителем, а все наставники имели высокое положение при дворе. Учиться в этом месте было очень престижно и очень непросто, но сообразительный Хасан справлялся со всеми науками, преодолевая ступени посвящения одну за другой. Свое обучение он начал под патронатом сурового и грозного имама Мувафига, где познакомился и сдружился с двумя молодыми людьми: Гиясом ад-Дин Абу-л-Фатх Омаром ибн Ибрахимом Хайямом Нишапури (в будущем поэтом и математиком Омаром Хайямом) и Абу Али Хасаном ибн Али ат-Туси, более известным как Низам ал-Мулка, ставшим в последствии величайшим визирем сельджукского султана Малик-шаха. Молодые люди дали друг другу клятву в вечной дружбе и взяли обязательство помогать друг другу всегда и во всем. Первым этот обет начал выполнять Низам. Благодаря своим талантам он довольно рано становится визирем могущественного правителя государства Сельджукидов, султана Алп - Арслана по прозвищу Лев и пробивает для Омара Хайяма пенсию, благодаря которой, Хайям живет в достатке и абсолютно независим. Хасан ничего не просит у друга до тех пор, пока в одном из походов не погибает султан Алп и на трон не восходит его сын Малик-шах. Следуя клятве, визирь помогает другу устроиться при дворе. Молодой Хасан быстро втирается в доверие новому султану и начинает плести интрижки против Низама, мечтая занять визирское кресло. Визирь раскусывает этот подлый замысел и выводит интригана на чистую воду. Результатом стало то, что султан, питающий остатки теплых чувств к бывшему любимчику, решает не казнить его, но отбирает все титулы и изгоняет из своего султаната. Хасан отправляется в ссылку, но его корабль по пути попадает в сильный шторм и дает течь. По легенде Хасан воздел руки небу и обратился ко всемогущему Аллаху. В тот же миг буря прекратилась. Оторопевшие попутчики рухнули ниц и поклялись в вечной преданности пророку. Путешествуя по ближнему востоку ибн Саббах принимал в свои ряды всех, оставляя лишь лучших. С таким отрядом головорезов он и подошел к стенам Аламута. Начавший создание своей секты еще при дворе теперь Хасан ибн Саббах может развернуться на полную. Он собирает в своем замке ученых, алхимиков, магов, оккультистов. Все их силы направлены на изучение воли человека, точнее на изучение методов ее подавления. В то же время ворота «Дома богатств» открыты для добровольцев, желающих служить у таинственного Старца Горы. Все, прошедшие первые испытания делятся на две группы: искателей и смертников (фидави). Первые получали блестящее образование и отправлялись в услужение правящим домам, вторые использовались для выполнения ритуальных и заказных убийств. Хасану и его ученым удалось добиться нешуточных результатов в манипуляциях с человеческой волей и из стен Аламута выходили истинные фанатики, беспрекословно преданные своему предводителю. Доказательством верности может служить такой случай. Однажды в Аламут прибыли высокопоставленные посланники султана с требованием сдаться, на их угрозы Старец Горы велел одному из охранников зарезать себя, а второму спрыгнуть с башни. Оба приказа были моментально выполнены, а пораженным послам Хасан сказал: «Семьдесят тысяч последователей повинуются мне точно таким же образом. Это мой ответ вашему господину». Методы, которыми Старец добивался слепого повиновения, неизвестны, но история сохранила несколько примеров. Помимо того, что фидави постоянно находились под воздействием гашиша (отсюда и название секты «ассасин» - это европеизированное с персидского «хашишьюн» - «курящий гашиш»), правителем Аламута устраивались и спектакли. Воин, достигший определенного уровня в науке и достаточной степени фанатизма, напаивался дурманящим и усыпляющим средством и переносился в скрытую от всех долину Мулеба, в которой был разбит неописуемой красоты сад, с диковинными растениями и строениями, населенный прекрасными женщинами, знающими толк в обольщении и доставлении удовольствий мужчинам. Там обескураженный боец проводил какое-то время хорошо питаясь, распивая дорогие вина в окружении обольстительных гурий. Затем он опять опаивался и возвращался в казармы. Очнувшийся воин бежал к властителю, все рассказывал, поражая слушателей деталями, а затем узнавал, что это могущественный хозяин позволил ему побывать в раю, но вернул, так как миссия воина еще не выполнена. Осталось несчастному только погибнуть за Старца Горы, и вечное блаженство ему гарантировано. Это действовало. Еще известны случаи и других спектаклей. Хасан приговаривал к смерти через отсечение головы кого-нибудь из приближенных. Объявлялось, что казнь состоялась и все вызывались большой зал, где посреди пола лежало блюдо с головой казненного. Старец горы оживлял голову, и она вещала то, что было надо правителю. Это также производило сильное действие на фанатично-религиозных людей. На самом деле Хасан ничего не оживлял, конечно же. Посредине зала в полу была дыра в человеческий рост, туда помещался приговоренный (и якобы казненный уже) ассасин. На шею ему одевалось хитрое блюдо, состоящее из двух половин, с дыркой для шеи по центру. Все вокруг обильно поливалось кровью. Сразу после представления обреченному отсекали голову и вывешивали на обозрение всем жителям замка. Чтоб никто не усомнился, а осужденный не разболтал. Подобная обработка приносила свои результаты. Для этих людей не существовало преград. Задание выполнялось всегда. Ассасины убили трех халифов, шесть визирей, несколько десятков наместников областей и правителей городов, немало крупных духовных лиц, двух европейских государей. Это то, что известно достоверно. Еще несколько десятков громких убийств приписывается им, но никаких доказательств не существует. Люди в белых одеждах с красными поясами, настигающие своих жертв в самых неприступных замках и при самой тщательной охране, наводили ужас на всех правителей того времени. Есть мнение, что ассасины скрыто присутствовали при всех мало-мальски могущественных дворах. Одним из первых громких убийств была казнь Конрада Монферратского. Засланные Старцем ассасины приняли христианство и получили службу при дворе. Улучив момент во время службы в церкви, они неожиданно напали на маркиза и изштрыкали его кинжалами. Один из ассасинов был убит на месте, а второй скрылся, но узнав, что жертва выжила, каким-то образом проник в опочивальню Конрада, прикончил его и был схвачен живым. При продолжительных и утонченных пытках он и не пикнул, а лишь бормотал какую-то молитву. Так и скончался. Но не вечен и Старец Горы. В 1124 году в возрасте 90 лет он отдал Аллаху свою грешную душу, успев, правда назначить преемника. Им стал Хасан ІІ, прозванный «ненавистным». Он не был родственником Хасана ибн Саббаха, так как тот убил обоих своих сыновей за какие-то мелкие нарушения. После смерти первого Старца Горы секта не только не развалилась, а продолжила расти и укрепляться. Хасан II назначил себя богом, сына назвал Мухаммедом II и впоследствии передал ему власть над кланом. Ассасины долго держали в страхе все правящие дома Европы и Ближнего Востока, но монголы под предводительством потомка Батыя хана Хулагу в 1254 году захватили штурмом основные цитадели секты. В поверженных замках были перебиты почти все. Так заканчивается кровавая история клана. Хотя и не совсем. Есть версия, что в 1260 году египетский фараон остановил нашествие монголов. Затем он вернул земли ассасинам и сделал их «стрелой, разящей врагов». По другой версии выжившие после резни ассасины отправились в Индию, где предались служению многорукой Кали, основав касту душителей. По третьей же гипотезе монголы, захватив самые большие крепости Аламут и Меймундиз, просто не нашли в ущельях более мелкие цитадели и потомки ассасинов живут там по сей день.
Согласно второй гипотезе, приведенной выше, именно беглые ассасины основали индийскую касту душителей (тхагов). Не то чтоб они создали культ поклонения «кровавой матери» Кали. Нет, это древнее верование зародилось задолго до них (ок 800 г. н.э.) и ритуальные убийства в честь богини тоже производились и тому имелось веское обоснование. Вот как об этом пишет Сергей Кургинян: «По верованию тхагов, Кали вела войну с демонами, кровь которых, попадая на землю, порождала новых демонов. Во время битвы Кали отирала пот румалом (своей головной повязкой), и из двух капель ее пота возникли два человека. Им Кали и вручила румал с приказом душить демонов, чтобы их кровь не попадала на землю. А когда воины победили всех демонов, то в награду они получили румал с правом убийства уже не демонов, а людей ради культового поклонения богине. При этом тела убитых особым образом расчленялись священными мотыгами - "зубами Кали", то есть как бы магически съедались богиней.» В книге «Боги, брахманы, люди», изданной в 1969 г. издательством «Наука» приведена более простая история возникновения касты: «Тхаги создали собственный миф о происхождении своего «ремесла»: однажды Кали в образе устрашающей богини Бхавани собрала своих почитателей, отметила самых верных – тхагов, наделила их необычайной силой и коварством, научила душить жертвы платком и разослала по свету.» Ну как бы там не было, но вновь прибывшие ассасины заметно оживили культ, поставив убийства на конвейер. Действовали тхаги на территории всей Индии, особенно активно в северных районах. У банд душителей была строгая структура и организация: сотхи (разведчики) выясняли когда в каком направлении кто отправляется (предпочтительно богатые купцы, знатные граждане, вне зависимости от их расовой принадлежности и вероисповедания), предлагали охрану в дороге. Затем уже в пути пхансигарам подавался знак, и они набрасывались на всех, моментально удушая. Пока душители ритуально потрошили жертв, гробовщики выкапывали могилы, а главари делили добычу. Работали душители и в одиночку, и под заказ. Есть сведения, что очень многие правители, вельможи, зажиточные купцы и высокопоставленные чиновники имели дело с тхагами, хоть это и считалось зазорным. Известны так же случаи, когда раджа выпускал приговоренных душителей из тюрьмы с обещанием, что взамен они настигнут такого-то человека. Это было равнозначно приговору, потому как рано или поздно достоверные доказательства смерти врага приходили радже. Всегда. Помимо того, что душители передавали свое умение от отца к сыну, дорога в тхаги была открыта всем желающим, и вера тут не имела значения, как и раса соискателя. Отобранные новички сначала обучались ремеслу, затем проходили обряд посвящения на празднике дашарха и, наконец, получали румал (головной платок – орудие убийства) и священный заступ – «зуб Кали». После этого новички приносили клятву верности, храбрости и молчания на священном для них предмете: индуисском тексте или Коране. Но самой страшной была клятва на «зубе Кали». Клятвоотступник в данном случае умирал в течении 6-ти дней (соратники в меру своих сил помогали ему в этом). Почти весь год члены секты проводили у себя дома, занимаясь мирными ремеслами и лишь в конце сезона дождей после праздника дашарха отправлялись в кровавые смертоносные походы. Буйный рассвет секта переживает в XVII–XVIII вв, а в период с XVII по XIX век только в Центральной Индии количество их жертв достигло миллиона (!). С 1826 по 1848 год британская администрация провела ряд карательных экспедиций под руководством Слимана, направленных на уничтожение касты душителей, около 500 тхагов было прилюдно повешено и оставшиеся в живых отошли от разбоя и занялись мирными профессиями. Но отдельные случаи удушений, с характерной ритуальной разделкой тела покойника, были зафиксированы и в ХХ веке, что позволяет утверждать, что культ кровавой Бхавани еще жив.
|